Все чаще можно встретить женщину — политического лидера или руководителя бизнес-структуры.
Английский афоризм гласит: «Нет ничего невозможного для женщины, которая умеет расплакаться в нужный момент перед нужным мужчиной». Еще несколько лет назад с этим трудно было не согласиться. Однако в последнее время женщины перестали добиваться всего слезами и попытались взять инициативу в свои руки. Сейчас все чаще и чаще можно встретить представительниц прекрасного пола, управляющих собственным бизнесом, занимающихся политической деятельностью или даже руководящих целой страной. Это не означает, что женщины стали сухими карьеристками и больше не желают быть слабыми и нежными. Просто теперь хранительницы домашнего очага и уюта решили не ограничиваться пределами собственной семьи и хотят навести порядок на всей планете.
Цифры статистики свидетельствуют, что влияние женщин на мировую политику и экономику увеличивается. Так, сегодня в некоторых развитых странах предприятия, возглавляемые женщинами, обеспечивают до 60% ВВП. Например, в Германии и США этот процент составляет 50—52%, в Японии — 55%, а в Италии — все 60%. Непосредственно женщинам принадлежит одна десятая часть мировых ресурсов. В национальных парламентах всего мира на долю слабого пола приходится 15% мест. Самый высокий уровень представительства женщин (почти 45%) в парламенте Швеции, до 40% — в Дании, Финляндии и Нидерландах. В Европарламенте у них 31 % депутатских мандатов. В новое правительство Европейского союза — Еврокомиссию выдвинуто восемь министров-женщин (треть состава). В настоящее время на всех континентах насчитывается 11 женщин — глав государств или правительств.
Тенденция увеличения влияния женщин на политику и экономику не обошла стороной и Россию. Социологические институты и общественные организации регулярно проводят исследования на эту тему, и их результаты лишь подтверждают предсказание корифея современного менеджмента Ричарда Фарсона, что наступление матриархата в бизнесе неминуемо. По данным общероссийской общественной организации «Российская академия бизнеса и предпринимательства» (РАБИП), мы сегодня в числе лидеров в мире по доле женщин — руководителей бизнеса. При этом женский бизнес у нас развивается в 1,7 раза динамичнее мужского. Нельзя не отметить тот факт, что треть всех менеджеров страны — женщины и у 25% из них зарплата выше, чем у их коллег-мужчин. Более того, по оценкам экспертов, уже в ближайшие три-четыре года 40% женщин будут заниматься частным бизнесом.
Не столь уверенное положение у наших соотечественниц во власти. Сегодня Россия находится на 120-м месте в мире по числу женщин, занятых в государственном управлении, а по их представительству в высшем законодательном органе страны — на одном из последних, между Камбоджей и Суданом. Так, в Государственной думе четвертого созыва (2003—2007 годы) женщин лишь 9,84%.
Но где же работают те «прекрасные 54%» населения страны? В основном на гражданской службе. Аппарат исполнительной власти в последние годы все больше феминизируется. На федеральном уровне и в субъектах Федерации женщины в исполнительных органах власти составляют 70%, в органах местного самоуправления — 75%.
Численность же мужчин в структуре государственного аппарата, включающего в себя руководящие должности всех уровней, уменьшилась за последние 12 лет в 1,5—2 раза. В органах законодательной власти женщин 55%, в органах судебной власти и прокуратуры — по 68%. На уровне субъектов Российской Федерации судебная власть и прокуратура на 83% — «женская».
Согласно результатам исследований социологов, женщины-бизнесмены, как правило, работают в традиционных для них областях: пищевой, легкой промышленности или связанных с так называемыми интеллектуальными сферами, имеющими большую сервисную нагрузку. А отсюда следует вывод, что женщины в России в отличие от мужчин занимаются бизнесом, который не дает достаточно больших денежных результатов.
Однако как бы ни были радужны перспективы роста женской политэкономической активности, в ходе своих исследований РАБИП пришел к заключению, что в России по-прежнему бытует некое патриархальное представление о женской доле. Об этом говорят и исследования ведущего сотрудника Института социологии РАН доктора социологических наук Аллы Чириковой, которые она проводила со своей коллегой из Института психологии РАН Натальей Тихоновой. Большинство россиян полагает, что женщина не может справиться со своими обязанностями так, как это сделал бы мужчина, потому что она зависима от семьи и, значит, не в состоянии всю себя посвятить работе. Что женщина не пойдет на риск, потому что она по своей природе более расчетлива и не будет ввязываться в дело, которое может быть обречено на провал.
Но взгляды эти явно устарели. «Результаты исследований показывают, что когда руководящие посты занимает женщина, то ее результаты не хуже, чем у мужчины, если даже не лучше. Чаще всего женщины являются более гибкими лидерами по сравнению с мужчинами. А отсюда и более успешными», — констатирует Алла Чирикова.
Сегодня в России существуют и другие стереотипы, которые являются дополнительным и отнюдь не оправданным препятствием для продвижения женщин по социальной лестнице. Например, считается, что бизнес по сути своей довольно агрессивен, поэтому мужские качества в нем более востребованы. Тем не менее из исследований видно, что такая точка зрения не имеет под собой достаточных оснований. Анализ деятельности успешных фирм наглядно демонстрирует, что ни мужские черты лидерства, предполагающие навязывание различных форм воздействия на сотрудников, ни лидерские качества женщины,
предполагающие упор на собственную интуицию, по отдельности не являются эффективными. Предприниматель успешен лишь в том случае, если он сочетает в себе и мужские, и женские качества. И в этом смысле, уверена Алла Чирикова, менеджмент не имеет пола.
Однако социолог не видит в ближайшей перспективе возможности пропорционального менеджерского равенства между полами. «В скором времени этого не случится, потому что сами женщины далеко не всегда имеют внутреннюю установку на занятие лидерских позиций. И дело здесь не столько в давлении стереотипов, идущих со стороны мужчин, сколько в тех стереотипах, которые действуют внутри женщин, внутри женского слоя в России. Такова специфика воспитания в российской семье. Если мы сумеем искоренить в нашем сознании эти стереотипы, то тогда абсолютное тендерное равенство возможно. Но позиции, которые будут занимать женщины, все равно окажутся ниже — по финансовым потокам, по уровню ответственности. Потому что все масштабные дела, предполагающие повышенный риск, — это
все-таки дело мужское», — полагает Алла Чирикова.
Не собираются занимать мужских позиций и сами женщины-бизнесмены. Все те женские сообщества и организации, в последнее время растущие как грибы после дождя, отнюдь не позиционируют себя феминистски настроенными. Как правило, их главная задача заключается в помощи женщинам-предпринимателям, которым из-за тех же пресловутых стереотипов сложно конкурировать с мужчинами.
И все же вопреки исследованиям социологов наши бизнес-леди считают, что рано или поздно процентное соотношение во влиянии на экономику женщин и мужчин сравняется и даже возможен перевес в сторону первых. По мнению советника президента ТПП РФ, президента общероссийской организации «Женщины бизнеса» Татьяны Гвилавы этому есть две причины. Первая — доля женского населения увеличивается и сегодня, по ее данным, уже составляет 67%. А вторая причина — ежегодный рост количества предприятий в России, возглавляемых женщинами, составляет 17%. Эта цифра объясняется ростом доверия к женщинам-предпринимателям. Они надежные партнеры, которые не будут «кидать», потому что за ними стоят дом, семья, дети.
По той же самой причине за женщинами закрепилась репутация людей, практически в 100% случаев возвращающих долги. Именно поэтому кредиторские компании охотно сотрудничают с организациями, где руководителями являются женщины.
По мнению г-жи Гвилавы, развивая малое и среднее предпринимательство, государству надо делать ставку на женщин. Потому что, когда женщина занимается бизнесом, она, как центр семьи, привлекает в него всех родственников, давая каждому работу по его способностям. Понятно, что в данном случае риски обмана менеджером минимальны и все сотрудники заинтересованы в успешном и динамичном развитии бизнеса. А следовательно, у среднего бизнеса в России должны быть прочные позиции, как и во всех развитых странах, и тогда государство почувствует в нем реальную силу, обеспечивающую экономическую и социальную безопасность страны.
|