У вас на работе завелся хам… Как на него реагировать?
Переживать из-за его гнусных выпадов или отвечать ему тем же – «ставить на место»? Лучше всего – ни то ни другое. Хама надо попросту… нейтрализовать.
«Хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство вместе взятые, но при этом – умноженные на безнаказанность».
Сергей Довлатов
Хам родился
Однажды в далеком горном ауле (селе, деревне, городе, мегаполисе) родился мальчик (девочка). Он рос самым обыкновенным ребенком. Разве что рано понял, что если в песочнице всех забросать песком, а самому остаться чистеньким, то всех могут поругать, а его похвалить. Ну, понял и понял, что с того?
Родители относились к нему хорошо, потакали и сюсюкали, были ласковы (неласковы, злобны, ругали, били, подсмеивались, подтрунивали – выбери подходящее). Сверстники не воспринимали его как равного, либо, наоборот, подчинялись, опасаясь его тяжелого кулака. Постепенно он узнал, что есть на свете нецензурные, ругательные или просто обидные слова, которыми при случае можно пользоваться и колоть окружающих.
Хам учился
Хам хорошо (отлично, плохо, удовлетворительно) учился в школе, не имел друзей, но имел приятелей, над которыми любил подшучивать, чувствуя свое превосходство. Называл дружбой свои странные отношения со старшеклассником Лешей (Петей, Димой, Мишей), для которого он бегал в киоск за чем придется, а потом стоял с ним рядом, курил стреляную сигарету, шпынял младшеклассников и даже слегка подпрыгивал от важности и прочих переполнявших его чувств.
Хам пришел на работу
Когда хам вырос и закончил университет (техникум, ПТУ, ничего не закончил), встал вопрос о работе. Так как жизненных сил и целеустремленности в хамах обычно – раз, два и обчелся, устроили его по знакомству сердобольные родственники. Коллектив принял нового работника настороженно, но вполне дружелюбно. А хаму, естественно, сразу же захотелось, чтобы все его чрезвычайно ценили и уважали. И он решил добиться этого своими, типично хамскими, методами. Для начала выяснил, кто тут самый главный. Ага, начальник, мужчина, он тут рулит, все остальные – тетки. На теток плевать!
Хамите, парниша!
И потекли суровые трудовые будни. Начальник на месте – и хам тут как тут, с сигаретками и «мужскими» разговорами. При начальнике хам – сама любезность, к тому же беззаветно преданный делу работник… Правда, в чем эта преданность выражается, понять, на первый взгляд, сложно… Может, в покрикиваниях типа: «Иванов, ты чё до сих пор ничё не сделал?» Хотя сделать-то должен был сам хам, ну да это всегда можно замять для ясности…
Отношения с коллективом строятся по принципу: ну-ка, встрепенулись, девочки, я пришел! Реплики в сторону секретаря: «Почему письмо вернулось? Ты не туда отправила! Ничего такого я тебе не говорил. В следующий раз отправляй куда надо, а не куда захочется». В сторону заместителя руководителя, интеллигентной женщины старше хама лет на 15: «Привет, Иришка! А ты ни разу не засекала, сколько ты по междугородке болтаешь? Понятно, что по работе, но мне тоже кое-куда позвонить надо».
Для каждого у хама находится «доброе» слово, особенно, когда начальник не слышит. А люди от такого напора теряются и не знают, что ответить. Сидят, в чувство приходят… Хам же, «присев» тем временем на телефон, бросает кому-то фразы вроде: «Я тут, между прочим, не в ладоши хлопаю! Сами займитесь этим вопросом».
К слову сказать, хам этот был юристом и все время грозился неприятелей фирмы «на шампур натянуть». Долго же девушки смеялись, когда хам, назвав своего оппонента – грамотного специалиста, но не всегда опрятно одетого человека – «обсосом» («Пришел какой-то обсос!»), затем проиграл ему два дела подряд. «Ну и кто теперь "обсос"?» – вертелось у всех на языке.
Ату его!
Хаму не повезло в двух вещах: коллектив оказался а) сплоченным; б) с чувством юмора. Любимым занятием дам, собирающихся за чашечкой кофе в перерыве, стал обмен свежими опусами хама, его выпадами, претензиями, «косяками», «вумными» мыслями и т.п. Надо ли говорить, что обсуждение это сопровождалось дружным хохотом, который тут же обрывался, стоило лишь хаму зайти в комнату.
В конце концов, хам почувствовал неладное. Он стал реже называть «зама» Иришкой и чаще жаловаться на свою невеселую судьбу. В глазах его поселилась неведомая дотоле грусть и бегущей строкой то и дело проносилось: «Полюбите меня, я же хороший!» Сердобольные дамы, может, и жалели его, но хохот в обеденный перерыв все равно не прекращался.
По последним сведениям, начальник, принявший хама на работу, уже не раз высказывал свои претензии по поводу его профессиональных качеств и сурово хмурил брови. Так что вышеописанный хам в данном коллективе если и не перевоспитан, то практически нейтрализован, осмеян и совсем не опасен. Хеппи-энд.
А теперь – несколько советов тем, у кого на работе завелся хам.
Как реагировать на хамство?
Отрази удар или стань неуязвимой: для тех, кому палец в рот не клади, подойдет метод отражения с подключением чувства юмора. Ответить так же грубо, но еще и с иронией – это называется «поставить хама на место». Правда, тогда ты рискуешь сама выглядеть по-хамски. Так что лучше выбери способ игнорирования. И представь, что перед тобой стоит и говорит гадости не большой противный мужик или тетка, а маленький мальчик или девочка, топающий (-ая) от злости ножками, когда ему (ей) не покупают конфетку.
Загипнотизируй хама: начинай говорить с ним медленно, низким (как бы утробным) и тихим-тихим голосом. При этом гляди своему собеседнику прямо в глаза. Произноси слова неторопливо и плавно, нараспев. Этот прием необходимо тренировать, но он приносит отличные результаты.
Обезоружь: задай какой-нибудь неожиданный вопрос, вроде: «Не подскажете ли, сколько сейчас времени в Рио-де-Жанейро?» Или: «Напомните, пожалуйста, какой сегодня индекс Доу-Джонса?», «Ой, вы-то точно должны знать, сколько лет Михаилу Горбачеву!». Особо назойливым делай «контрпредложение»: «Я готова обсудить с вами эту проблему в свободное от работы время. Когда мы встретимся, чтобы вы могли отвезти меня в ресторан?»
Будь профессионалом в своем деле, не давай хаму лишнего повода поупражняться в хамстве. Кстати, если у тебя и начальник хам, единственный выход – стать незаменимым специалистом. Понимание собственной ценности становится надежной защитой от проявлений хамства. Если хам будет бояться, что ты можешь уйти работать к конкурентам, ему придется держать себя в руках.
Повышай самооценку, работай над собой, знай свои достоинства и недостатки. Умей четко разделять конструктивную критику и желание оскорбить и унизить. Не позволяй хаму почувствовать свое превосходство. Ведь только этого он и добивается.