В конце 1990-х ООН провела в 130 странах исследование, выясняя способности мужчин и женщин к решению одновременно нескольких задач. Женщины в этом «испытании Цезаря» победили: мужчины справлялись максимум с двумя приоритетными задачами. Еще одно исследование: смешанную женско-мужскую группу просили вспомнить, что они видели перед этим в другой комнате. Результат — дамы назвали гораздо больше деталей. У слабого пола есть и другие особенности, которые могут обернуться преимуществами. И самое главное — в бизнесе женщины умеют превращать свои «слабости» в силу.
Ставка на гибкость
Когда в далеком 1976 году молодая итальянка Анита Роддик в Брайтоне открыла первый магазинчик The Body Shop, его дизайн, как и дизайн фирменной продукции, косметики, определяло одно: отсутствие денег. Разработка логотипа стоила Аните всего $25. Стены выкрасили темно-зеленым — иначе было не скрыть пятен сырости на стенах. Наполнять бутылочки и баночки недорогими кремами и подписывать этикетки помогали друзья. Бутылочки взяли самые дешевые, в которых доктора обычно держат анализы мочи. Позже преуспевающая бизнес-леди Роддик писала в своей книге «Бизнес не как обычно»: «Я управляла своим первым магазином точно так же, как моя мать управляла своим домом во время Второй мировой войны, наполняя заново, многократно используя и утилизируя все, что можно. Все, что мы делали в первый год, заложило фундамент тех отличительных признаков, которые характеризуют The Body Shop». Сегодня натуральные кремы The Body Shop — продукт практически культовый, зеленый — корпоративный цвет одноименной империи, а экологичность — ее философия.
Гибкость, приспособляемость, умение обходиться малым — эти природные качества женщины успешно применяют в бизнесе. Осторожные в глобальном смысле, они смелее в выборе тактики, легко ломают шаблоны, готовы пробовать новое. Женщины решают проблему не «по рецепту», а теми средствами, которые в этот момент под рукой, и не боятся, как мужчины, «потерять лицо». Глава холдинга «Ледово» Надежда Копытина с удовольствием вспоминала, как искала для своей компании стратега. Решив, что успешный, яркий человек, который ей нужен, и отдыхать должен ярко, она отправилась на бразильский карнавал. Там и нашла сотрудника.
Ставка на сотрудничество
Кто мог подумать, что бывшая солистка университетской рок-группы Индра Нюи к 50 годам превратится в гендиректора PepsiCo! Ее предшественник Стив Райнемунд говорил, что прежние обязанности Нюи придется поделить на двух человек: «Чтобы заменить одну великую женщину, нужно два великих мужа». Говорят, Индру отличают последовательность, деликатность, умение вести переговоры и миролюбивый характер. Ее слова: «Каждый из нас должен быть осторожным, протягивая — в деловом или политическом смысле — руку, чтобы люди, к которым мы обращаемся, увидели именно руку, а не кулак с вытянутым средним пальцем».
«Женщин назвали стражниками цивилизации, — пишет Марта Барлетта, разработавшая курсы по маркетингу для женщин. — Мужчины предпочитают солировать, женщины — играть в команде, мужчины стремятся победить, женщины предпочитают решить дело миром, мужчины стремятся достичь вершины социальной пирамиды в одиночку, женщины — примкнуть к группе единомышленников, чтобы вместе дойти до вершины».
По мнению ученого Дэвида Майерса, женщины менее склонны к агрессии — поэтому большинство мужчин воспринимают женщин позитивнее. Женщины более последовательны и менее способны на действия асоциальные или выходящие за рамки корпоративных стратегий. «Женское умение выжидать часто идет на пользу делу, — считает Юлия Свияш, психолог Центра позитивной психологии «Разумный путь». — Мужчина идет напролом, «прорезает» пространство, как острый меч. Он нетерпелив. Женщина же «вплывает» в пространство людей и ситуаций менее конфликтно. Мужчина более жесток и бескомпромиссен. Женщина более адаптивна, а значит, способна выжить в очень сложных ситуациях».
Стремление к адаптивности и ненасильственному освоению пространства приводит к тому, что женщина стремится вникнуть в правила управления более глубоко, чем мужчина. «Женщины умнее мужчин, — считает Владимир Буренин, почетный президент Российской ассоциации бизнес-образования. — А потом есть виды деятельности, с которой женщины справляются отлично, например, логистика, маркетинг, связи с общественностью, работа с персоналом».
Ставка на эмоциональность
В 1998 году Мэг Уитмен, выпускница Принстона и Гарварда, успевшая поработать на достойных должностях в таких солидных и традиционных корпорациях, как Procter&Gamble и Disney, приняла предложение возглавить eBay, тогда — малоизвестную интернет-компанию. Просто потому, что ей понравился ее основатель Пьер Омидьяр. За несколько лет Мэг увязала особенности Всемирной сети с традиционными бизнес-моделями, расширила клиентскую базу, увеличила объем продаж; у eBay появилась своя платежная система и служба доставки. В прошлом году капитализация компании достигла $37 млрд. Каждое утро на стол Мэг кладут подборку самых острых критических сообщений, оставленных посетителями форумов сайта. А еще она ездила в Гватемалу, жила в «отеле, похожем на склеп, в окружении собак и скорпионов», чтобы лучше узнать нужды местных ремесленников, которые изредка пользовались услугами eBay... Зачем? Мэг считает, что «зорко одно лишь сердце». Нужен душевный контакт, а самого главного в стерильных маркетинговых отчетах можно не заметить.
Эмоциональность помогает женщинам быстрее завязывать знакомства, устанавливать доверительные связи. Они быстрее находят ключики к подчиненным и партнерам. Природное любопытство заставляет их совать нос повсюду, а болтливость — организовывать обмен информацией. «Женщине помогает умение поддерживать эмоциональные контакты, интересоваться коллегами и партнерами, вести простые, ни к чему не обязывающие разговоры, завязывать отношения «как бы на пустом месте». У мужчин это получается хуже, потому что они более целенаправленны», — объясняет Юлия Свияш.
Социолог Джуди Холл провела около 50 исследований и выяснила, что женщины — настоящий социальный барометр, показывающий настроения и намерения окружающих гораздо точнее, чем мужчины. «Женщины обладают «эмоциональным рентгеном», они способны улавливать едва различимые выражения лиц, оттенки тона, жестов, языка тела», — считает Марта Барлетта. Дамы легко формируют уютную корпоративную обстановку, создают дружные смешанные команды, мотивируют разных людей к решению общих задач. Эмоциональность также помогает женщинам получить удовольствие от работы. Женщине проще полюбить даже рутинную работу — разочарованных, недовольных, «все бросивших» среди них намного меньше, чем среди мужчин.
Ставка на интуицию
В 1995 году Ольге Усковой, исполнительному директору компании Cognitive Technologies (сегодня она президент одноименной группы компаний), позвонил партнер и сказал: «Оля, я тебя «кинул». Как признавалась Ускова в интервью «Карьере», минуты три она приходила в себя. «Но после этих минут у меня перед глазами возникла готовая блок-схема — что надо делать дальше. И я поняла, что женщина не мыслит последовательно. Из «а» не следует «б», из «б» не следует «в». У женщины есть интуитивный механизм, который позволяет ей мыслить готовыми продуктами».
Пресловутая «женская логика» помогает связать явления далекие, с трудом подходящие для линейного анализа, но тем не менее помогающие понять суть вещей. «Стоит вспомнить психологические типы и разделение на интуитивов и логиков, — объясняет Мария Макарушкина, директор по консалтингу компании «Экопси». — У женщин чаще встречается интуитивный подход. Интуиция помогает быстро выстроить стратегию и определить цели в трудный момент или в условиях нехватки информации. Женщины умело управляют конфликтами на интуитивном уровне, в то время как мужчины больше руководствуются правилами, технологиями и логикой». По мнению Юлии Свияш, «женщина лучше чувствует не только рациональные мотивы людей, но и бессознательные, иррациональные. А, как известно, большинство поступков мы совершаем неосознанно». Инесса Смирнова, генеральный директор завода «Демидовский» (группа СУАЛ), признавалась, что, набирая сотрудников, решает, «срослась наша энергия или не срослась»: «Когда-то я пыталась давить в себе эту иррациональность — ведь хороший же специалист, надо дать ему шанс. Давала. И через месяц понимала, что с этим человеком мне не хочется общаться. Мой комфорт, моя эффективность напрямую зависят от того, с кем я работаю. Поэтому теперь я полностью доверяю своему подсознанию. Когда не могу принять решение, действую так, как больше всего хочется. Поверьте, главное, чему стоит учиться, — моментально, интуитивно находить самый короткий путь между проблемой и ее решением!»
Ставка на женственность
Елене Докучаевой, генеральному директору «Секвойя Кредит Консолидейшн», одного из крупнейших коллекторских агентств России, непросто давались первые контракты. Поначалу банкиры с недоверием отнеслись к коллекторам («выбивальщикам долгов»), предпочитая терять деньги, а не имидж. «Я не хочу, чтобы к моим должникам ходили люди с бейсбольной битой», — говорили финансисты, отказываясь от сотрудничества. «У меня оставался только один аргумент, — вспоминала Елена. — Я говорила: «Посмотрите на меня. Вы можете представить меня с битой в руке?» И мы получили несколько контрактов».
А президент холдинга охранных предприятий «Бастион» Елена Андреева считает: «Дамы, которые уподобляются мужчинам, всегда проигрывают! Быть жалким подобием, хрипло говорить, шуметь, рассказывать пошлые анекдоты — зачем? Можно пользоваться тем, что дала природа: женщина вызывает меньшую агрессию и позитивно влияет на мужчин, которые становятся более мягкими, вежливыми, мужественными и великодушными. Однако ставка на слабость — не выход. Нужно быть прежде всего профессионалом».
Мнимая слабость женщины — хорошее оружие. «Считается, что если женщина успешна в карьере и бизнесе, то это почти мужик, только в юбке. Я тоже раньше так думала, — признается Свияш. — Думала, успешная женщина стала такой именно потому, что у нее сильно развито мужское начало. Но есть черты характера, присущие женской природе. Древние называли совокупность этих качеств «инь» — женское начало. Среди успешных женщин много Женщин с большой буквы, умеющих манипулировать мужчинами используя их желание быть сильными, благородными, защитниками». «Есть неоспоримый «гендерный ресурс»: в мире, где правят сильные мужчины, к просьбам слабого пола относятся более снисходительно и готовы пойти навстречу. Этим нужно пользоваться», — согласна Макарушкина.
Ставка на скрупулезность
Когда казанская предпринимательница Муслима Латыпова взяла в аренду бывший магазинчик на углу Советской площади и открыла в нем небольшой супермаркет, рекламного бюджета у нее не было. Она могла рассчитывать только на качество своей продукции и на «сарафанное радио». Муслима начала продавать пироги и выпечку, изготовленные по семейным рецептам. Через некоторое время вся Казань стала ездить за пирогами к Латыповой — «сарафанное радио» сработало. На месте магазина вырос многоэтажный гипермаркет, теперь торговая марка «Бахэтле» известна в Москве.
«Женщина привыкла, что ей некому перепоручить работу, но работа должна быть сделана, поэтому она не гнушается даже самой скучной заботы и добывает свои деньги тяжелым трудом», — пишет Шон Меган Бурн, автор книг по тендерной психологии. Миллионерша Элизабет Клайборн, основательница фирмы Lis Clairborne, Inc. (производство одежды для деловых женщин), которую журнал Fortune в 1992 году поставил четвертой в списке самых известных компаний Америки, говорила про себя: «Я средняя американская женщина... Потому что я привыкла зубрить и работать...»
Мужчины мыслят глобально: как поднять экономику, каковы перспективы развития корпорации. Женщинам легче придумать логотип фирмы, сочинить рекламный слоган, написать квартальный отчет и отвадить инспекторов. Поэтому министры экономики — мужчины, но половина малых фирм создается женщинами. «Стратегичность мышления, ориентацию на отсроченные и труднодостижимые цели, взгляд далеко вперед, а не на детали можно отнести к мужским чертам, — уточняет Марина Мелия, доктор психологии, генеральный директор консалтинговой компании «ММ-Класс». — К женским — продвижение от этапа к этапу, осторожность, тактику step-by-step, сохранение достигнутого, его поддержание и развитие, а также недоверие и перепроверку». Кстати, сочетание чуткости и «аудиторского» внимания к деталям, умения «втираться в доверие» и использовать мужские слабости образует фатальный коктейль, делающий женщин незаменимыми для работы в секретных службах. Об этом писала в своих мемуарах «Я была шпионкой» Марта Маккенна, работавшая в годы Первой мировой войны на британскую разведку в немецких прифронтовых госпиталях.
Гармония полов
«Думаю, женщина стала полноправным партнером мужчины в бизнесе не только в силу эмансипации, — считает Юлия Гиммельфарб, директор интернет-портала «Человеческие Ресурсы России». — Любая стратегия нуждается в тактике, твердое решение — в дипломатичном воплощении, а логическое заключение — в интуитивном согласии с самим собой. Несколько лет назад я проводила опрос известных и успешных женщин. Один из вопросов был таким: «На что вы опираетесь в жизни и бизнесе?» И все без исключения ответили: на мужчин. Брат, муж, отец, друг... Я считаю, что самые сильные управленческие команды — те, где мужская решительность и амбициозность дополняется женской мудростью и интуицией». А Ирина Словцова, автор книги «Этим нужно воспользоваться! Тендерные различия в стилях управления», пишет: «Если перед вами успешная фирма, то всегда ищите рядом с ее руководителем-женщиной мужчину, и наоборот». Ведь еще одно важное качество женщин — умение ценить своих партнеров-мужчин. «Лаборатория Касперского», генеральным директором которой является Касперская, тому доказательство.
Цифры и факты
- 68% работодателей, принявших участие в опросе российского Национального союза кадровиков, признались, что при равных показателях предпочтут принять на работу мужчину. Если же речь идет о кандидате на руководящий пост или должности в департаментах маркетинга и программирования, эта цифра возрастает до 91%. А 84% опрошенных работодателей сознались, что под благовидным предлогом откажут разведенным женщинам с двумя и более детьми, матерям-одиночкам и бездетным женщинам в течение двух первых после заключения брака лет.
- По данным американского Бюро трудовой статистики, разница между зарплатой мужчин и женщин в США (в 2006 году она составила в среднем 19%) зависит от возраста. Девушки 16-24 лет зарабатывают на 7% меньше мужчин их возраста. Американки 45-64 лет — уже на 25% меньше ровесников. Это при том, что зарплаты у женщин в США растут быстрее, чем у мужчин. С 1979 года зарплаты американок с высшим образованием выросли на 34%, против 18% у американцев.
Женщины — о себе
- Женщинам карьера дается труднее, ведь у них нет жены, которая толкала бы их вперед (Янина Ипохорская, польская художница и литератор)
- Когда женщина переходит на какой-то очередной этап, за этим всегда и всюду видят одно: с кем она спит? Даже если она спит с теми, кого потом сама приводит к власти (Людмила Швецова, сотрудник правительства Москвы)
- Любая женщина, понимающая проблемы, которые возникают при управлении домом, может понять проблемы, которые возникают при управлении страной (Маргарет Тэтчер)
ИСТОЧНИК: «УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЦИТАТНИК БИЗНЕСМЕНА И МЕНЕДЖЕРА»
Мужчины — о женщинах
- Говорят, что за каждым мужчиной, достигшим успеха, стоит женщина, которая его поддерживает. А за каждой женщиной, достигшей успеха, стоят трое мужчин, которые хотели бы ее остановить (Вальтрауд Шоппе, немецкий политик)
- Чем больше женщин в какой-либо профессии, тем ниже вознаграждение за нее (Джон Б. Кокс, американский специалист по связям с общественностью)
- Она немногословная женщина, но свои немногие слова использует беспрерывно (Фрэнк Кейз)
ИСТОЧНИК: «УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЦИТАТНИК БИЗНЕСМЕНА И МЕНЕДЖЕРА»
У женщин — свои секреты
- Первое искусство — делать так, чтобы люди думали, будто они сами хотели этого (Екатерина II)
- Иногда лучше отступить, чтобы разбежаться подальше и прыгнуть (Екатерина Медичи)
- В мире нет ничего, чего нужно бояться. Есть лишь то, что нужно понять (Мария Склодовская-Кюри)
- Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать (Коко Шанель)
ДАМЫ, БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!
Любая медаль имеет оборотную сторону. Женщинам надо грамотно использовать тон преимущества, чтобы те не обернулись против них.
1. Девочки начинают говорить раньше мальчиков, легче учат языки. Более высокая лингвистическая чувствительность позволяет женщинам успешно понимать «языки» символов, традиций, правил и условностей сообщества, в котором они оказались. Но» переходя на общение на другом «языке», можно заиграться и забыть собственные потребности, цели и идеи. Увы, многие женщины лучше, чем кто-либо, понимающие, что происходит в корпорации, не используют эти знания.
2. Женщины хорошо чувствуют то, что «написано между строк», «спрятано под ковром» или «носится в воздуха», Они замечают неявные, но важные «косвенные признаки», благодаря чему у них более «объемное видение». Но есть опасность увязнуть в болоте наблюдений и изучения деталей. Силы растрачиваются на завязывание отношений и разговоров» поддержание альянсов и определение намерений конкурентов.
3. Женщине важно вникнуть во все подробности дела. Но именно поэтому если она не знает «всего», то чувствует себя неуверенно, попадая на более высокую должность, Когда нужно перешагнуть сразу несколько ступеней, многие женщины считают; «Я еще не готова». Но пока она учится, поезд уходит. Вспомнит Наполеона» который говорил: «Ввяжемся в драку, а там посмотрим».
4. Женщинам не свойственно общение в стиле «кто кого обломает». Благодаря этому в работе возникает меньше конфликтов из-за соревновательности. Женщины стараются в первую очередь понять собеседника и договориться с ним. Но желание прийти к соглашению удерживает вас в ловушке — вечной роли переговорщика при лидере, его заложника. Если роль «серого кардинала» вас устраивает — ОК. Если нет — продвигайте свои интересы.
5. Женщины легко играют разные роли. В интересах дела они готовы и «дурочку свалять», и мило пококетничать, и неожиданно проявить жесткую политическую волю. Но у психологических «переодеваний» своя цена. После такого «коммуникативного обслуживания» остается горький осадок в душа. Это одна из причин, по которой успешные женщины ищут — и часто находят — увлечение или вид отдыха, где можно восстановить ощущение «самости», контакта с самой собой.
|